Алисон Хантер
психотерапевт
Шерли Уорд
психотерапевт

НЕКОТОРЫЕ ТИПЫ ТРАВМ ПЕРИНАТАЛЬНОГО ПЕРИОДА И ЖИЗНЕННЫЕ СЦЕНАРИИ


«То, как человек был рожден, по-видимому, тесно связано с его взглядом на жизнь, соотношением оптимизма и пессимизма, его отношением к другим людям, способностью противостоять ударам судьбы и добиваться своей цели», Станислав Гроф.

То, что произошло в перинатальный период и в процессе родов, отпечатывается в виде схемы и первичного сценария, зафиксированного при рождении. Например: «У меня все происходит неправильно», «Мне надо бороться, чтобы выжить», «Я хожу по кругу», «Я, наверное, никогда не смогу что-либо завершить», «Я никогда не понимаю, что происходит», «Я никогда этого не сделаю».

Все эти установки омрачают жизнь и мешают реализовать тот потенциал, которым мы обладаем. Дальнейшее повторение этих паттернов в периоды младенчества и детства способствует тому, что они укрепляются и фиксируются и, таким образом, сценарий рождения постепенно становится сценарием жизни.

У многих людей травмы перинатального периода остаются подавленными и не проявляются в сознании до конца подросткового возраста, начала взрослой жизни или даже – середины взрослой жизни. Они могут проявиться во время болезни, сильного психологического давления или стрессовой ситуации.
ПЕРИОД ЗАЧАТИЯ
Травма зачатия
Многие люди, чье зачатие было нежелательным, испытывают большие трудности от пребывания в физическом теле. Часто возникает сильное раздвоение, при котором воображается нечто прекрасное, сопровождаемое уходом от реальности и ответственности.

«Мне не следует здесь находиться. Я ненавижу жизнь. Я хочу умереть. Я не хочу быть нигде. Оставьте меня в покое. Почему я нахожусь там, где не хочу быть?».
Травма в фаллопиевых трубах
Если оплодотворенная яйцеклетка, продвигаясь вниз по трубе, испытывает трудности, этот опыт записывается в память тела на клеточном уровне и может оказывать влияние на последующие сценарии жизни.

«Я не хочу к чему-то прикрепляться, поэтому останусь посередине. Вокруг меня замкнутое пространство. Я не могу расти. Мне кажется, что я двигаюсь в обратном направлении. Я застрял. Я проделал огромную работу, но ничего не достиг. Я не могу сделать это. Вы собираетесь меня убить. Будет лучше не достигать цели. Я не верю в то, что надо двигаться вперед».
Имплантация в матке
Нахождение в матке места для имплантации
влияет на то, каким образом человек «подходит» для жизни.

Найти свое место в жизни – очень важно. Найти то, чему принадлежишь – это часть процесса исцеления.

«Для моего существования нет места. Я нигде не могу обосноваться. Я ничему не принадлежу. Я никому здесь не нужен. Я боюсь стремиться к чему-либо. Почему мне так мучительно трудно найти удобное место? Жизнь бросает меня из одного кошмарного места в другое. Мир кажется мне небезопасным».
ПЕРИОД РОДОВ
Тазовое предлежание
Рожденные таким образом люди часто становятся жертвами.

«Мне трудно делать все, как нужно. Я всегда все делаю наоборот. Я попадаю в ситуации, из которых не могу выбраться. Я ищу решения, но чувствую себя незащищенным. Я знаю выход, но не могу привести все в порядок. Все срывается. Я повторяю попытки, но все в жизни идет неправильно».
Тазовое предлежание с переворотом
Плод перед выходом из утробы был повернут.

«Я считаю, что все очень сложно. Я всегда делаю то, что не хочу делать. Я боюсь, что то, чем я начинаю заниматься, не получится. Я хожу кругами, стараясь достичь цели».
Щипцы
Это также насильственный тип рождения –
помощь, в конце концов приходит, но можно ли
еще раз довериться такой помощи и поддержке? Людям, извлеченным с помощью щипцов, свойственна двойственность.

«Почему я должен все делать сам? Почему кто-то еще не может это сделать как следует? Они все так некомпетентны! Я сделаю это сам, так надежнее. Жизнь это постоянная борьба! Мне приходится все контролировать, но мне нужна помощь. (Двойственность всегда сопровождается большой недоверчивостью). Я не собираюсь этого делать. Почему мне всегда приходится работать под таким сильным давлением?».
Кесарево сечение
При кесаревом сечении человек входит в мир
через другие врата. Его проблема заключается
в том, как приспособить к жизни опыт типа
«это было сделано другими» вместо «сделать
это самостоятельно». Матерям таких детей
трудно научить их делать что-либо самостоятельно и научить ограничениям,
которых у них никогда нет, в отличие от детей,
рожденным обычным вагинальным путем.

«Все, что бы я не делал, делать не стоит, потому что все равно ничего не выйдет. Я хочу знать, куда идти и что делать. Я жду, чтобы что-то произошло. Все в порядке – дело все равно будет сделано, кто-нибудь другой сделает его. Здесь какой-то пробел – место, которого я не помню. Они все правы, а я не прав. Я буду сидеть и ждать. Я начинаю что-то и не могу закончить. Я не могу думать сам. Я никогда не бываю в нужное время и в нужном месте».
Стимуляция
Вследствие нарушений в развитии эмбриона, или по другим медицинским соображениям, роды стимулируются или искусственно инициируются.

«Я не готов! Не подталкивайте меня. Я чувствую себя беспомощным, я не знаю, что делать. Я не знаю, как это делать. Мне чего-то не хватает. Это большая проблема – узнать, как начинать. Я не могу достичь того, чего хочу. Подожди, я не буду этого делать, пока не буду готов».
ВЕСЬ ПЕРИОД БЕРЕМЕННОСТИ
Болезнь матери
Серьезная болезнь матери часто приводит к
тому, что ребенок испытывает шок в течение
большей части, если не всей своей жизни.

Печально, что человек может всю жизнь болеть
и так никогда и не понять, что он несет в себе
болезнь матери в виде воспоминания. Для того
чтобы исцеление состоялось, клиенту жизненно
важно отделить свои собственные ощущения от
ощущений матери в тот ранний период.

«Я болен. Это моя вина, что она болеет. Я чувствую себя выжатым. Если я делаю большие усилия, чтобы достичь того, что мне хочется, то в результате это оказывается не тем, чего я хочу. Такая степень близости делает меня больным. Меня нельзя было кормить, от молока я заболевал. Со мной что-то неладно. Я всегда чего-то ожидаю, и мне ничего не возвращают. Это моя вина».
Неправильный пол
Переживание по поводу того, что ты – девочка,
тогда как ждали мальчика, является весьма
болезненным событием. Или быть мальчиком,
когда в семье уже есть один, два, четыре и
даже пять мальчиков. Можно только
удивляться, если в жизни такого мужчины все
будет идти нормально.

И находясь в утробе, эмбрион часто чувствует,
что у него не тот пол, который хотели бы
родители.

«Я всегда делаю не то. Я всех разочаровываю. Я никому не бываю приятен. Я хочу, чтобы вы любили меня. Я умру без любви. Она меня не хочет. Я в двойном капкане – она хочет меня, но со мной все не так; я неудачник, и никогда не смогу это изменить».
Когда мать обнаруживает, что она беременна
Реакция матери на свою беременность может
оказать сильное влияние на новый
человеческий организм. Если у матери
отсутствует принятие этого факта, у эмбриона
возникает ощущение нежеланности и
отвержения. Если мать испытывает ужас, то
плод испытывает запороговый стресс.

Отторжение обращается внутрь и трансформируется в глубокое и перманентное
чувство ненужности.

«Я никому не нужен. Меня никто не любит. Меня никто не хочет. У меня все не так. Я всегда не прав. Я хотел бы, чтобы меня не было. Я ничтожество. Мне нужно признание. Это все моя вина. Я всегда чувствую себя виноватым».
Попытка аборта или состояние, близкое к спонтанному аборту
Плод, переживший попытку неудачного аборта,
знает, что его присутствие нежелательно, а его
жизнь находится в опасности. Он переживает
свое почти состоявшееся убийство, ужас
смерти с поразительной точностью. Острое
чувство отверженности в течение всей жизни
является бедой многих, кто пережил подобный
ужас. Близость смерти при спонтанном аборте
могут оставить ощущение постоянно таящейся
за углом гибели.

Несчастные случаи с матерью во время
беременности (такие, как падение с лестницы,
автомобильные и велосипедные аварии), тоже
воспринимаются зародышем как попытка
убийства.

«Я здесь по ошибке, мне не следует быть здесь. Мне надо остановить боль – это так мучительно. Я все время испытываю напряжение. Я не знаю, нужен ли я кому-нибудь, или нет. Я не могу забыть – и я ничего не могу с этим поделать. Я не хочу никого огорчать. Я хочу раствориться. Я хочу умереть. Я хочу убраться ко всем чертям!».
Открытие, что наши основные, первичные нарушения берут начало в эмбриональной жизни, означает, что для того, чтобы человек мог полностью раскрыть свой потенциал и быть максимально эффективным, терапия должна производиться с регрессией на тот же начальный (эмбриональный) уровень. Такую регрессию может обеспечить телесно-ориентированный тренинг, посвященный перинатальному периоду, – тренинг «Интеграция опыта рождения».

Читайте также другие статьи
к тренингу «Интеграция опыта рождения»: